Promemoriya.ru

Дачный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как настроить пианино самому в домашних условиях

Как настроить пианино самому в домашних условиях

Вася Пупкин закончил музыкальную школу семь лет назад, и с тех пор он ниразу так и не садился поиграть на своём стареньком пианино.

Учёба давалась не очень, потому что сыграть на этом инструменте что-то толковое едва удавалось, – несколько клавишь западали, а одна выдавала неполятные звуки, особенно зимой в сильные морозы.

В это время года здорово работает отопление и в комнате становится очень сухо, может быть поэтому пианино так странно потрескивает в ночной тишине.

На прошлой неделе заходил Яша, – школьный друг Васи, с которым они вместе ходили в музыкалку, и спросил поиграть.

Пианино оказалось очень расстроеным, и печально выдавало по две-три ноты на одной клавише.

Яша предложил пригласить настройщика, но Пупкин подумал и решил, что он сам сможет настроить своё пианино.

Дядя Валера когда-то работал настройщиком на фабрике, которую закрыли ещё лет двадцать назад, но Вася помнил, что у дяди Валеры были инструменты для настройки пианино, и он решил за них спросить.

Дядя был рад, что Вася решил самостоятельно настроить пианино, и торжественно вручил Васе свой старенький настроечный ключ, и рассказал ещё несколько рекомендаций по настройке.

Довольный Пупкин вернулся домой, и сразу взялся за дело.

В первый раз бывает по-разному, и в конце второго дня кропотливой работы у Васи таки получилось настроить своё домашнее пианино.

Теоретически, если не темперировать инструмент, а просто “поправить унисоны”, то есть “почистить настройку”, звучание фортепиано изменится.

Созвучия могут получиться неправильными и не попасть точно в ноты, но может получиться впечатление, что в целом фортепиано звучит лучше.

Но Пупкин думал, что это правильная настройка, потому что его пианино стало звучать лучше, к тому же, он делал всё, как сказал дядя Валера.

Через три дня к Васе пришел Яша.

Яша поиграл на “настроенном” пианино и ему так понравилось звучание, что он попросил Васю настроить своё пианино также.

И Вася, конечно же, с удовольствием согласился.

Яша остался доволен настройкой, и рассказал за Пупкина своим знакомым.

За несколько дней Вася настроил пианино и тёте Зое, и дяде Мише, и даже своему двоюродному брату Сёме.

В субботу вечером, играя на своём пианино дома, Пупкин вдруг понял, что он действительно умеет его настроить, и решил, что он – настоящий настройщик, потому что за эту неделю всем, кому бы он не настроил пианино, да и ему самому, понравилась его настройка.

А в понедельник на следующей неделе Вася пришел в свою музыкальную школу и сказал, что может настроить пианино.

Как известно, у нас почти в каждой музыкальной школе пианино и рояли в основном старые, плохо настраиваются и играют не очень хорошо.

И нашего самозваного настройщика, как говорится, “взяли с руками и ногами”, потому что работы много, и любой сойдёт за настройщика, лишь бы хоть немного сделал лучше, а тут Пупкин, бывший выпускник, теперь ещё и «потомственный настройщик», сам пришел, – ну как же не взять.

И вот у Пупкина в трудовой книжке появилась новая запись: “Принят на должность настройщика пианино и роялей”.

Дата, печать и подпись.

И с этого дня Вася Пупкин официально “профессиональный настройщик”.

В принципе, у нас кто угодно может заявить, что он “профессиональный настройщик”, потому что в Украине деятельность настройщиков не лицензируется, не аттестуется и не регламентируется вообще никак, поэтому любой и каждый может творить и вытворять.

Но у Пупкина таки всё законно.

Сегодня даже Емеля без музыкального слуха с дешевыми китайскими приспособами и элементарными техническими навыками может быть “профессионалом», поэтому владельцы фортепиано, приглашая такого «мастера», в одном случае могут получить некачественные или неадекватные услуги, а в другом, – потерять своё фортепиано как музыкальный инструмент.

Особое доверие у музыкантов вызывают профессиональные халтурщики из музыкальных училищ и консерваторий.

Потому что для любого работника культуры подработка вне основной работы, – будь то свадьба, юбилей, корпоратив или настройка пианино, – считается халтурой, и это всем известно.

Даже есть такое выражение, – «подкинуть халтуру», что означает предложить дополнительный заработок по рекомендации.

Но я знаю, что «халтура» – это некачественно сделанная работа.

Зарплата у Пупкина небольшая, поэтому он с удовольствием продолжает «халтурить», когда есть возможность заработать пару сотен гривен, – например, “подстроить домашнее пианино” для ребёнка .

Как правило после Пупкинской “подстройки” фортепиано звучит не точно и механика работает не правильно, и ребёнок может не развивать, а наоборот, портить себе постановку рук и музыкальный слух, получать стресс и негативные эмоции, что не очень хорошо сказывается на успешности занятий и на здоровье, но кто об этом так задумывается?

Если Вася умеет просто настроить пианино и дёшево берёт, значит он хороший мастер, правда?

И если каждый раз после очередной «настройки» правая педаль как скрипела, так и скрипит, наверное, это такая специфика инструмента.

Конечно, образ Васи Пупкина собирательный, но в нём отражена наша с Вами действительная реальность.

Обычно настройщики терпимо для музыкантов делают только настройку, но механику не обслуживают, как положено по техническому регламенту, и качество звучания с каждым годом становится хуже, потому что механика фортепиано изнашивается и оно просто стареет.

При интенсивной игре фортепиано расстраивается быстрее, иногда рвутся струны, деформируются или ломаются детали механики, уплотняется сукно или его просто съедает моль, и так далее.

К тому же, в наших домах и квартирах постоянно происходят изменения влажности, температуры и давления, поэтому настройка у фортепиано “плывёт”, и чем больше перепады микроклимата, тем быстрее оно расстраивается.

Даже если рояль или пианино купить новым, и вообще никогда на нём не играть, а просто поставить дома, инструмент тоже будет расстраиваться, потому что в нём несколько сотен раз за год меняется микроклимат.

Поэтому фортепиано, как один из самых сложных в мире механических музыкальных инструментов, требует регулярного профессионального обслуживания, чтобы всё время быть в хорошем состоянии.

На практике, даже имея навыки настройки, справиться с комплексным регламентным обслуживанием и регулировкой механики фортепиано сможет далеко не каждый, даже опытный настройщик.

И это не удивительно, потому что для каждого пианино и рояля есть определённые нормы и стандарты, которые настройщик должен не только знать, но и уметь сделать.

Только действительно правильная работа механики фортепиано позволяет музыкантам исполнять правильную музыку и комфортно выигрывать мелодии и пассажи.

Со временем в Вашем фортепиано может появиться “специфика”, с которой со слов халтурщиков «ничего уже нельзя сделать».

( Здесь небольшая история про маленькую пианистку , которая училась играть на «пианино с неисправимой спецификой»)

Нередко «профессионалы» заявляют, что “в пианино нужно всё менять”, или вообще рекомендуют избавиться от “старого” инструмента.

Предлагают выкупить фортепиано за очень небольшие деньги или помочь «утилизировать непригодный для игры музыкальный инструмент», чтобы потом перепродать фортепиано и неплохо заработать.

А ведь многие доверяют “профессиональным настройщикам”, соглашаются и принимают такие рекомендации.

Одни инструменты через некоторое время выставляются на продажу, так сказать «после капитального ремонта», а другие оказываются около мусорных баков.

Очень печально видеть, как бомжи на помойке разбивают рояль 🙁

Иногда, чтобы восстановить звучание, в фортепиано необходимо что-то заменить, если оно действительно очень старое, много лет стояло на улице или в гараже, или хранилось в очень сухом помещении, или на него опрокинули аквариум с водой, или на нём играли по 10 часов каждый день 50 лет подряд без профессионального обслуживания и настройки.

Очень редко действительно требуется капитальный ремонт.

Чаще всего фортепиано достаточно отремонтировать, отрегулировать механику и настроить.

Читать еще:  Смета дома блок кирпич

Обычно это возможно сделать в домашних условиях за один день.

Если Вы хотите получить классное фортепиано, заранее позвоните по телефону +38 095 090 07 17, чтобы сделать заявку.

В качестве примера, здесь звучание восстановленного пианино Rönisch, которое забраковал «именитый» настройщик из киевской государственной консерватории.

120-летний Emil Laemmerhirt с «верхними» демпферами после моей настройки, звучит в камертон 440 Гц.

Про пианино Украина вообще сказали, что «это дребезжащий ящик дров, и полностью от этого избавиться не получится никак». Но оно звучит.

Такую «установку» струн я увидел внутри большого концертного рояля Steinway & Sons во время осмотра перед ремонтом, и это один из лучших роялей в нашей стране, который находится в одном из самых лучших камерных концертных залов Украины.

А эту фотографию я сделал после моего ремонта.

В моей практике достаточно часто после ремонта и настройки “опытными настройщиками» приходится заново переделывать и восстанавливать фортепиано, чтобы вернуть его настоящее звучание.

Пожалуйста, очень ответственно выбирайте настройщика, прежде чем Вы доверите ему свой музыкальный инструмент.

Заявки на настройку принимаются по телефону +38 095 090 07 17.

Настройщик пианино Киев

Юрий Николаевич, 47 лет
Настройщик пианино и роялей с проф. образованием, реставратор фортепиано
Практический профессиональный опыт более 21 год
Качественное восстановление звучания фортепиано в Киеве и области.

Как настроить фортепиано самостоятельно, если в 100 км от вас нет настройщика?

Как настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Настройка фортепиано – занятие, безусловно, необходимое. Дело здесь не только в эстетическом моменте, но также и в прагматическом. Неверный строй в значительной степени влияет на музыкальный слух пианиста, утомляя и притупляя его, а также мешая верно воспринимать ноты в дальнейшем (ведь приходится мириться с грязным звучанием), что грозит уже профессиональной непригодностью.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Читать еще:  Дома серии 121 кирпич

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Узнаем как настроить пианино самостоятельно?

Задумывались ли вы о том, как много места в жизни человека отведено музыке? Большинство торжественных моментов, как радостных, так и грустных, проходят под гармоничные звуки. Люди слушают музыку постоянно: дома, в дороге, во время работы и отдыхая, когда плохо на душе или наоборот. И одним из чудесных источников звука уже долгие столетия считается фортепиано. Но что это за инструмент, и как настроить пианино?

Читать еще:  Как настроить принтера в домене

Историческая справка

В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.

Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.

Кто должен настраивать

Как и любой инструмент, со временем пианино меняется в звучании. Зависит это от многих факторов, и избежать настройки не удастся.

Все виртуозы своего дела настоятельно рекомендуют не настраивать инструмент самостоятельно. В этом процессе нет права на ошибку, и каждое движение должно быть мастерски отточено. Более того, справиться с этой работой может только обладатель идеального музыкального слуха.

Некоторые могут настроить свой инструмент самостоятельно. Но стоит понимать, что работа эта довольно сложная и кропотливая. Более того, если пренебречь осторожностью, можно порвать струны и нанести инструменту непоправимый вред.

Любопытный факт: для нарушения целостности струны достаточно перетянуть её всего на одну октаву.

Инструменты

Те, кто интересуется, как настроить пианино, не могут не осознавать, что для этого необходимы специальные инструменты. Что именно потребуется?

  • Резиновый клин или заглушка.
  • Электронный тюнер.
  • Настроечный ключ.
  • Дополнительный источник света.

Эти предметы можно купить в специализированных магазинах. Нужно отдавать себе отчёт, что стоимость этих инструментов прямо пропорциональна их качеству, а потому дешёво они стоить не могут.

Кстати, если сравнить, сколько стоит настроить пианино — самостоятельно или вызвать мастера — разница будет малозаметна. Почему? Потому что, помимо ключей, важно приобрести специальные книги по настройке пианино. Просто посмотреть видео в интернете недостаточно для качественной настройки пианино.

Начало работы

Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.

Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.

Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.

Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.

Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.

Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.

Демпфера

Вверху видны демпферы. Они должны плотно прилегать к струнам. Любые смешения категорически противопоказаны. Нажимая на правую педаль, можно проверить, одновременно ли они отрываются от струн. А медленно нажатие на клавишу укажет чёткость работы – на половине пути до струны демпфер должен от неё оторваться.

Молотки

Эти небольшие планки тоже должны работать чётко. Они обязаны срабатывать, как только рука пианиста коснётся инструмента. Расстояние между молотками и струнами должно быть 45 миллиметров. Более того, если на молотках есть полосы, эту часть инструмента ни в коем случае нельзя оставлять. Она должна быть отшлифована максимально качественно. Все должно быть гладким.

Точка срыва молоточка должна быть два миллиметра. Обычно, если пианино долго стояло без настройки, это расстояние прилично увеличивается.

Настраиваем пианино

Если до того, как настроить пианино самостоятельно, вы тщательно его продиагностировали, сама настройка пройдёт просто и гладко. Очевидно, что высоту клавиш можно регулировать шайбами, о которых говорилось выше. Но как настроить натянутость струн, молоточки, демпферы?

Настраивание инструмента начинается с ноты «ля» первой октавы. В ней один молоточек должен ударять по одной-трём струнам. Две струны зажимаются резиновым ключом, а третья подтягивается на соответствующем колке. Его нужно аккуратно крутить ключом до тех пор, пока тюнер не покажет, что вы достигли нужного натяжения. Это действие должно проходить медленно, особенно при настройке старого инструмента.

Как настраивать пианино дальше? По такому же принципу, но зажимая не две струны, а одну. Получается, что две будут свободными, и их звучание должно быть одинаковым. Для этого опять-таки нужно крутить колок настраиваемой струны до знака от тюнера.

С третьей струной настройка обстоит так же. Только с ней не нужно зажимать ничего клиньями. Настраиваем медленно, но уперто. Так настраивается одна октава. Весь процесс настройки идёт путём чередования кварт и квинт.

О работе с тюнером

Конечно, тюнер – это удобный гаджет для настройки любого инструмента, однако есть два «но»:

  1. Ошибки при слишком низком и слишком высоком звучании.
  2. Нет тюнера точнее человеческого слуха.

Поэтому, если вы решили: «Настрою пианино сам!», подумайте, насколько у вас идеальный слух. Лучше проконсультируйтесь со специалистом.

Правила

Знания о том, как настроить пианино в домашних условиях, можно заключить в свод простых правил:

  1. Не торопиться, но и не спать во время настройки. Точность от скорости не зависит.
  2. Обязательно необходимо устранить дефекты механики.
  3. Кручение колков должно быть плавным, с минимальными движениями.
  4. Струна должна быть натянута на 1-2 биения в одну секунду и с обязательным фиксированием колка лишь на нижней стенке замка.
  5. Доверяй технике (тюнеру), но на слух проверяй.

Эти пять правил нужно помнить постоянно при настройке квинтово-октавного типа. Вся работа делается без применения физической силы. Весь инструмент должен быть профессиональным, заменить его на похожие запрещается.

Если выбран путь кварто-октавной настройки, мало знать, как самому настроить пианино. Нужно настраивать от «ля» первой октавы на «ми» второй, а с неё на «ми» первой и так далее. Это гораздо легче, но зачастую более неточно.

Интонировка и остальные важные мелочи

Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.

Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.

Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

Выводы

Настройщики пианино – это своего рода врачи музыкального инструмента. Одна их «операция» длится около двух часов и требует максимальной сосредоточенности. Если вам захотелось попробовать себя на их месте, будьте готовы, что «пациент», грубо говоря, «впадёт в кому», и пробудет в ней до прихода более опытного «врача».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector