Promemoriya.ru

Дачный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как настроить сабвуфер для домашнего кинотеатра

Настраиваем басы в домашнем кинотеатре

Правильное воспроизведение низких частот – залог получения настоящего кинотеатрального звука. Эта истина давно известна, и любые современные AV-ресиверы имеют функцию «конфигурирования громкоговорителей» или, как ее еще называют, управления басами.

Звуковая дорожка фильма, сколько бы каналов у нее не было и в каком бы формате она ни была записана, всегда содержит так называемый канал «0.1» или LFE. Кстати, даже если у вашего AV-ресивера два выхода для подключения сабвуферов, сигнал с источника на них все равно поступает один и тот же. Сделано это исключительно для того, чтобы иметь возможность подключения двух сабов с их раздельной настройкой в случае озвучивания большого или акустически сложного помещения.

Однако, продолжим. Наличие отдельного сабвуферного канала в звуковой дорожке вовсе не означает, что вам необходима отдельная колонка для его воспроизведения (хотя мы считаем, что домашний кинотеатр без сабвуфера – это не настоящий домашний кинотеатр). Если в вашей системе домашнего кинотеатра нет сабвуфера, то с помощью настроек AV-ресивера через меню «Конфигурация громкоговорителей» можно отфильтровывать и направлять потенциально избыточные НЧ-сигналы на те колонки, которые наилучшим образом подходят для их воспроизведения. Например, если в составе домашнего кинотеатра крупная напольная акустика основной стереопары и компактные центральную и тыловые колонки, то в меню «конфигурация громкоговорителей» следует выставить: «фронтальные — большие (Front Large)», «центральный — маленький (Center Small)», «тыловые — маленькие (Rear Small)». Разумеется, в этом случае в том же меню нужно установить режим «Без Сабвуфера», Низкочастотные сигналы, которые «по умолчанию» шли бы на все колонки системы и на сабвуферный выход, будут теперь перенаправлены на фронтальную стереопару.

Очевидно, что даже крупная напольная колонка не предназначена для воспроизведения низкочастотных эффектов, присутствующих в звуковой дорожке кинофильма. Работа в таком режиме может привести к ее перегрузке – звучание станет менее детальным и сфокусированным, с частичной потерей мелких нюансов и звуков второго плана. Так что в любом случае это вынужденная мера, и отдельный саб в домашнем кинотеатре необходим.

Если сабвуфер в системе присутствует (режим работы «С Сабвуфером»), то, произведя вышеописанные настройки, мы направим на него не только звук его собственного канала «0.1», но и все избыточные басы тех каналов, акустика которых установлена как «Small». Так как низкие частоты не имеют выраженной направленности, то есть мы не можем на слух локализовать их источник, общее окружающее звучание получится равномерным и сбалансированным. В то же время компактная акустика не будет перегружаться басами, что положительно скажется на общем качестве звука. А вот при прослушивании многоканальной музыки все каналы AV-ресивера лучше установить на «Large» (если только в вашей системе не используются миниатюрные сателлитные колонки, требующие обязательной поддержки сабвуфера), так как в этом случае звучание получится более динамичным и натуральным.

Как настроить сабвуфер для домашнего кинотеатра

Когда говоришь со знакомыми об их впечатлениях и о проблемах с настройкой домашнего кинотеатра, львиная доля вопросов касается басовой составляющей — ведь она является не только ключевой в смысле масштаба и полновесности кинодействия, но и самой требовательной к настройке и капризной. Более чем за половину проблем со звуком ответственен именно бас — как и эффект «любви с первого взгляда» тоже во многом лежит на самом нижнем регистре звука. В этой небольшой статье мы попробуем разобраться с ошибками, которые возникают при настройке домашнего кинотеатра в отношении баса, и дадим несколько рекомендаций по подготовке ваших комплексов к работе.

Итак, прежде всего необходимо решить, нужен ли в вашем зале отдельный сабвуфер. Несмотря на то что подавляющее большинство саундтреков записаны в многоканальном формате с выделенным каналом сабвуфера (.1 LFE), его применение может стать большим злом — при использовании системы с мощными напольным громкоговорителями в маленькой или резонирующей комнате. Основным правилом при покупке сабвуфера следует признать следующее: может ли комната не создавать резонансов при воспроизведении частот ниже, чем граничная частота основных колонок. Это легко проверить с помощью теста ТНХ (он есть на многих первозонных дисках) — частота от 20 Гц, записанная на DVD, при достаточной громкости может здорово помочь в выявлении комнатных резонансов. Впрочем, поскольку большинство моделей бюджетной напольной акустики сегодня имеет достаточно высокую нижнюю граничную частоту, а комнату можно доработать, то естественно, что сабвуфер захотят купить многие любители домашнего кинотеатра.

Тут подстерегает вторая проблема — множество дешевых моделей «баса в коробке» имеет легковесную конструкцию, которая не в состоянии дать полноценный бас и поддерживает действие гулом и призвуками собственного корпуса. Увы, покупка сабвуфера — это затратное дело, и при его выборе следует прежде всего смотреть на вес аппарата и размеры основного динамика: законы физики никто не отменял. Если не заниматься конкретным описанием определенных моделей, то можно вполне четко сказать — за редким исключением качественный сабвуфер должен весить не менее 25-30 килограммов и обладать тридцатисантиметровым динамиком. Отсюда и высокие цены — не ниже $500-600, а вероятнее всего — от $900.

Окей, мы купили сабвуфер и принесли его домой. Тут начинается самый тонкий процесс — «шаманские пляски», как называют его многие аудиофилы. Начнем с подключения. Обычно на сабвуфере есть два входных разъема RCA, а на ресивере — только один выход для «саба». По инструкции надо просто подключить одинарный провод, оставив второй разъем сабвуфера незадействованным, но можно использовать переходник «два RCA на один RCA» и подать сигнал на оба контакта аппарата. В некоторых моделях это может дать прибавку к уровню и немного улучшить качество, поэтому вполне стоит попробовать тем более что такой переходник стоит пару долларов. Если на сабвуфере есть балансный разъем XLR, однозначно стоит задействовать именно его, даже если ресивер оборудован только выходом RCA. Для этого надо будет найти переходник «RCA-XLR» (они довольно редки в продаже) или самому спаять кабель, использовав трехжильный провод и разъемы. В этом случае «земля» RCA замыкается с «землей» и вторым сигнальным контактом XLR, а «сигнал» RCA — с первым сигнальным контактом XLR. Эта манипуляция может улучшить качество звучания. При выборе сабвуферного кабеля меньше всего следует экономить — бас наиболее чувствителен к аналоговым межблочным интерконнектам, поэтому заложите на провод не менее 5-10% от стоимости самого сабвуфера.

После подключения, не производя никакой настройки, проиграйте упомянутое выше «Лого» ТНХ с диска и установите при этом высокий уровень громкости. Затем походите по комнате и определите то место, где сила баса будет наибольшей — именно оно и является оптимальным для размещения сабвуфера; если же по каким-то причинам поставить его там нельзя, постарайтесь разместить «басовик» хотя бы в непосредственной близости от этого места. Кроме того, если имеется такая возможность сабвуфер всегда следует располагать с использованием шипов на мраморной плите — размером немного больше основания аппарата и толщиной 5-10 сантиметров. Это позволяет существенно увеличить глубину баса.

Читать еще:  Сяоми шторка уведомлений как настроить

После установки продолжайте проводить тест ТНХ на очень большой громкости. Теперь вашей задачей становится выявление резонансных мест в зале — так называемых «акустических зеркал». При воспроизведении самой нижней октавы в обычной комнате вы явственно услышите не только сам звук, но и неприятный призвук, дребезг — именно это и есть одна из главных проблем с басом. Внимательно прислушавшись, можно достаточно четко определить, какое место в зале резонирует. Если это пол, то следует попытаться закрыть его толстым ковром либо разместить на этом пространстве тяжелый мягкий диван, кресло или огромную детскую игрушку. Если это стена (или потолок), то резонирующую часть можно обить звукопоглощающей панелью или пробкой. Конечно же, в зале желательно наличие стеклопакетов и качественной двери. Выявив резонансные места и обработав их, можно приступать к настройке.

Некоторые модели ресиверов сегодня производят самостоятельную калибровку системы с помощью измерительного микрофона (например, технология MCACC от Pioneer) — это позволяет практически нивелировать резонансные эффекты. Если же такой функции в вашем аппарате нет, то лучше всего будет использовать SPL-метр, специальный измерительный микрофон.

Перед этим не забудьте установить все каналы системы в Large. То, что производители обычно рекомендуют ставить акустику в режим Small, является явной перестраховкой, которая не самым лучшим образом сказывается на звуке, — большинство бытовых моделей колонок в состоянии «играть» ниже 80 Гц, и, перераспределяя с них бас, нельзя добиться ничего, кроме уменьшения масштаба звуковой сцены и перегрузки сабвуферного модуля.

Запустив калибровку всех каналов (лучше, опять-таки, с диска ТНХ, а не через встроенный алгоритм аппарата), следует установить уровень громкости фронтальных каналов в 0 дБ, затем увеличить громкость, чтобы уровень их шума составил 75 дБ, и сравнить полученные значения с уровнем остальных колонок системы. Далее надо отбалансировать уровни так, чтобы на этом уровне громкости вся акустика давала те самые 75 дБ. Как правило, наиболее сложной настройкой «на слух» будет именно регулировка баса — с измерительным микрофоном его уровень придется здорово опустить по сравнению с эмпирической калибровкой. После этого надо отрегулировать частоту среза «саба», чтобы его совместная работа с основными колонками не была заметной, а местоположение аппарата в комнате было неразличимым на слух. Для этого опустите верхнюю граничную частоту воспроизводимого сабвуфером баса таким образом, чтобы получить ровный звук на тесте ТНХ, и проведите косметическую доводку расположения аппарата, чуть-чуть подвигав его относительно избранного вами места.

После этого дело осталось за малым — проиграйте вашу любимую сцену с какого-нибудь DVD, который обладает эталонным звуком (например, записанный в DTS Discrete момент сражения с троллем в подземелье в режиссерской версии «Властелина колец») и произведите тонкую настройку на ваш вкус. Кстати, упомянутый момент может служить и одним из лучших тестов на глубину баса, реально воспроизводимого системой, — если удар молота сказочного существа ощущался телом и слышался, как действительно устрашающий «ба-бах», то с басом в вашем театре все в порядке. К сожалению, многие системы вообще не дают никакого басового звука в этом моменте, ограничиваясь лишь среднечастотным спектром. Будем надеяться, что наши рекомендации помогут «басоводам» в решении этих сложных, но достойных внимания проблем установки домашнего кинотеатра.

Источник новости
Секреты настройки сабвуфера и бас в домашнем кинотеатре

Домашний активный сабвуфер: подключение и настройка

Сабвуфер – это один из важнейших компонентов многоканальной акустической системы. Без него редко обходится и организация домашних кинотеатров. Классическая концепция данного элемента акустики предусматривает более детальную проработку низких частот по сравнению с полномерными стереосистемами. Кроме того, в некоторых комплексах такие установки приглушают искажающие факторы звучания, делая воспроизведение чище. Что еще важно, домашний активный сабвуфер оказывает минимальное влияние на физическую организацию системы.

Как правило, это компактная установка, размещение которой также не имеет значения с точки зрения восприятия звука слушателем. Это обусловлено как раз спецификой распространения сигнала из низкого спектра, который одинаково улавливается независимо от положения источника. Тем не менее подключение и настройка оборудования все же требуют знания некоторых технических и эксплуатационных нюансов сабвуфера.

В чем особенность активного сабвуфера?

Основным отличием активных сабвуферов от пассивного оборудования является наличие интегрированного усилителя мощности. Именно благодаря этому дополнению аппаратура эффективно снимает низкочастотную нагрузку с базового усилителя. Кроме того, устройство располагает и активным кроссовером, позволяя фильтровать высокие частоты и упрощая согласование аппаратуры с широкополосной акустикой. Предусматриваются и дополнительные возможности в некоторых моделях. Так, домашний сабвуфер, цена которого составляет более 30-35 тыс. руб., обычно снабжается функциями подстройки к особым условиям эксплуатации. Это не премиальные модели, но довольно крепкий средний класс. Представители этого сегмента поддерживают регулировку частотного спектра, поворота фазы, настройку позиций точек кроссовера и т. д.

Как подключить активный сабвуфер через усилитель?

Усилитель чаще всего оснащается специальным RCA-каналом, рассчитанным на подсоединение активных сабвуферов. В некоторых моделях предусматривается даже несколько входов, что расширяет акустические возможности аппаратуры. От пользователя требуется лишь подготовить RCA-кабель оптимальной длины и подключить его к соответствующему разъему. Что касается одновременного использования двух входов, то эту схему помогают реализовать мощные домашние сабвуферы, подключаемые через кабель-разветвитель. При таком способе взаимодействия сабвуфер удвоит входную чувствительность, однако заметного влияния на объемность звучания такое решение не окажет.

Также стоит иметь в виду, что сабвуферы обычно комплектуются правым и левым высокоуровневыми каналами. В случае с такой акустикой особенно важно не прогадать в выборе кабеля. Желательно отдавать предпочтение медному моножильному проводу, который сохранит максимальный объем сигнала. Впрочем, если используется домашний активный сабвуфер из бюджетной категории, то в увеличении производительности подсоединяемой оснастки особого смысла не будет.

Подключение к выходным терминалам

Еще один вариант подключения предусматривает использование основных выходных терминалов. При этом акустические системы соединяются с высокоуровневыми выходами на сабвуфере. Перед терминалами также располагаются высокочастотные фильтры, обеспечивающие в среднем 6 дБ. Такая конфигурация обеспечивает минимальное давление на акустику в низкочастотном диапазоне. Но, решая вопрос о том, как подключить активный сабвуфер через входные терминалы, важно учитывать и недостаток такой схемы. Если выбирается описанная модель подключения через прямые выходные терминалы и фильтры самого сабвуфера, то можно добиться оптимального качества звучания по всему диапазону с минимизацией погрешностей акустической палитры в низком спектре частот. Но поскольку каналы подключения будут работать параллельно, то и общая нагрузка на систему будет значительно увеличена.

Настройка домашнего сабвуфера по частотам

Базовая настройка аппаратуры производится с учетом характеристик основной акустики. В любом случае ориентироваться в основных параметрах стоит на нее. Сама же установка может корректироваться в параметрах звукового кроссовера и переключателя фазы, которые будут рассмотрены ниже. Но до момента, когда можно будет приступать к непосредственной калибровке акустических показателей, следует проверить качество подключения и по возможности оптимизировать узлы соединений. Более того, современные сабвуферы для домашних кинотеатров в отдельных линейках оснащаются модулями беспроводной связи. Это значит, что такая аппаратура и вовсе не требует применения традиционных физических кабелей и подключается через датчики радиосвязи. То есть требуется лишь выполнить синхронизацию оборудования через модуль Bluetooth или другую беспроводную систему связи.

Читать еще:  Как подключить встроенную посудомоечную машину

Регулировка кроссовера

Настройка кроссовера рассчитана на выставление частотных спектров разделения вуфера. То есть с помощью данного регулятора сабвуферы для домашних кинотеатров точечно настраиваются по всему диапазону воспроизведения сигнала. В некоторых моделях даже предусматривается крайнее значение частот, при которых аппаратура и вовсе не воспринимается человеческим ухом. Стандартной же величиной будет среднее положение в 80 Гц. Отступать от этого значения следует в тех случаях, когда отмечается гулкое звучание баса. В такой ситуации рекомендуется переводить регулятор в сторону понижения частоты.

Настройка переключателя фазы

Переключатель фазы, в свою очередь, рассчитан на компенсацию разницы в промежутках между главной установкой сабвуфера и ее компонентами. Также этот элемент управления помогает согласовать сигналы от разных сателлитов. Настраивать домашний активный сабвуфер по этому параметру рекомендуется на фоне проигрывания музыкальных отрывков с мужским низким голосом. Пользователь должен определить в процессе прослушивания, в каком режиме коммутирования фазы вокал звучит наиболее естественно и объемно.

Устранение акустических искажений сабвуфера

В силу целого ряда причин даже дорогостоящие фирменные сабвуферы не всегда обеспечивают кристальную чистоту звучания в низком диапазоне. Однако подобные проблемы в некоторых случаях поддаются исправлению. Например, выраженный акустический гул может быть вызван дисперсией в проводах сабвуфера. Это как раз тот случай, когда качество кабеля играет существенную роль в характеристиках трансляции звучания. Исправить эту проблему можно или обновлением провода, или же манипуляциями с регулятором громкости с целью поиска оптимального чистого звука. В частности, мощные домашние сабвуферы рекомендуется изначально подключать через толстый RCA-кабель повышенного качества с эффективной функцией экранирования. Нередко пользователи сабвуферов отмечают и громкий гул, который по всем признакам провоцируется сторонними факторами. Ликвидировать подобные изъяны поможет так называемый фильтр тока в кабеле.

Как выбрать оптимальный сабвуфер

Качественная система вполне может располагать средними рабочими характеристиками и при условии грамотного подключения выдавать достойную акустическую палитру. Так, сильный по мощности домашний сабвуфер, цена которого составляет порядка 50-60 тыс. руб., с большей вероятностью справится со своими задачами обработки низкого диапазона частот в допускаемых основной акустикой пределах. Однако тот же эффект обеспечит и модель из эконом-класса, которая по своим максимальным эксплуатационным параметрам соответствует возможностям головного устройства. То есть переплата за аппаратуру не всегда себя оправдывает, как и в случае с сателлитами.

Кроме основных характеристик импеданса, мощности и частотного диапазона, следует обращать внимание также на материал изготовления. Несмотря на популярность пластика, не угасает спрос на деревянный активный сабвуфер. Отзывы отмечают, что корпус из натурального материала наиболее выигрышно участвует в подавлении вибраций и равномерном рассеивании рабочего сигнала. Правда, древесина проигрывает пластику в практичности с точки зрения установки.

Заключение

Сабвуфер как таковой включают в акустическую систему по причине стремления к качественному звучанию. Активные установки с усилителями в большей степени обеспечивают достижение этого результата. И при условии выполнения корректного подключения домашний активный сабвуфер полностью оправдает вложения в него. По словам меломанов, использующих подобные конфигурации с активными сабвуферами, в тех же домашних кинотеатрах удается достичь мощной энергетики воспроизведения с глубоким проработанным басом. Потенциал раскрытия системы в этих характеристиках в первую очередь определяется качеством подключения. На втором месте стоят настройки сабвуфера по частотному диапазону.

8. Управление басом в АВ ресиверах

Bass Management или система управления басом.

Терминология:
Фильтр НЧ – фильтр, пропускающие низкие частоты – LPF – Low Pass Filter (или LF).
Фильтр ВЧ – фильтр, пропускающий высокие частоты –
HPF – High Pass Filter (или HF).
Кроссовер — комбинация НЧ и ВЧ фильтров с общей частотой среза.

Современные многоканальные звуковые форматы включают минимум 5 основных звуковых каналов, работающих с полным диапазоном частот (20Гц – 20кГц), а также один низкочастотный канал эффектов LFE (Low Frequency Effects), работающий исключительно в диапазоне низких частот 20Гц – 120Гц. Так как LFE канал работает в ограниченном частотном диапазоне, он обозначается как «*.1», и сигнал с этого канала воспроизводится специальной низкочастотной системой — активным сабвуфером. Большинство существующих конфигураций многоканального звука вы можете посмотреть в нашем модуле «Подбор системы – Конструктор домашних кинотеатров». Выбирая формат, вы увидите визуальное отображение расположения акустических систем в комнате.
Самый простой многоканальный формат, соответствующий базовому формату Dolby Digital – 5.1, а наиболее продвинутый, соответствующий одному из форматов Dolby Atmos — 7.1.4 (где первая цифра – основные каналы нижнего яруса размещения, вторая цифра – активный сабвуфер, третья цифра — количество каналов верхнего яруса, как правило потолочные или навесные системы). В системе может применятся 2 сабвуфера. В этом случае указанные выше форматы будут обозначаться 5.2 и 7.2.4 соответственно.
Логично предположить, что активный сабвуфер предназначен для воспроизведения звуковой дорожки LFE канала. Однако это не совсем так. Первая очевидная сложность при построении многоканальных систем домашнего кинотеатра – невозможность использовать все основные акустические системы, способные воспроизводить полный частотный диапазон (20Гц-20кГц). Если большие фронтальные колонки таким требованиям так или иначе удовлетворяют, то все другие системы имеют довольно компактные размеры, и их рабочий диапазон частот начинается снизу с частот 50Гц — 80Гц (а иногда и выше), особенно маленькие настенные решения каналов сурраунд или потолочные системы. Для того чтобы перенаправить часть частотного диапазона «неполноценных» колонок на системы способные этот НЧ диапазон воспроизводить и существует система управления басом. Таким образом, Bass Management – это процесс управления басом, или процесс перенаправления баса с основных каналов в канал сабвуфера и суммирование этих перенаправленных частот с частотами LFE сигнала.
Общие схемы системы управления басом представлены на рисунках ниже:

Помимо выше обозначенной основной задачи система управления басом должна обеспечивать гибкое управление и настройку, в том числе и для решения других прикладных задач. Например, представьте, что у вас в системе вообще нет сабвуфера, и требуется перенаправить LFE сигнал на фронтальные каналы. Или другой вариант: вы воспроизводите сигнал, где нет LFE дорожки. Это может быть любой обычный 2-канальный сигнал (CD, FM радио, Интернет радио, скаченная из Интернета музыка и т.д.), но при этом вы хотите, чтобы ваш сабвуфер работал вместе с фронтальными колонками. Для этого необходимо иметь возможность перенаправить часть НЧ диапазона с фронтальных каналов на сабвуфер, при этом не урезая их диапазон. Все эти задачи выполняет система управления басом. Реализуется эта система управления басом в АВ ресиверах или АВ процессорах. В системе меню АВ ресиверов всегда есть раздел «Громкоговорители», или «Колонки», где можно найти пункты меню: Конфигурация, Кроссоверы, Басы (ресиверы Denon), Конфигурация далее кроссовер, Сверх низкие частоты (ресиверы Yamaha). Именно здесь и производятся основные настройки системы управления басом.
В основном разделе – Конфигурация — вы активируете каждую систему и устанавливаете ее в режим «Большие» или «Малые» (Large или Small), в первом случае на эту систему пойдет полный диапазон 20Гц – 20кГц, во втором случае (установка Small), на эту систему пойдет только часть диапазона, срезанная фильтром высоких частот, значение среза которого задается в следующем разделе – Кроссоверы. В разделе Кроссоверы вы задаете срез ВЧ и НЧ фильтра, тех колонок, которые выставлены в режим «Малые» (Small) в предыдущем пункте. Бюджетные модели АВ ресиверов предлагают общую частоту среза для всех каналов, более дорогие ресиверы предлагают регулировку частоты среза каждой колонки по отдельности. Частота среза определяется исходя из частотных характеристик конкретной основной системы. Например, если речь идет о настенной тыловой колонке, которая имеет диапазон воспроизводимых частот 60Гц – 20кГц (паспортные данные), то срез, устанавливаемый в меню Кроссоверы для этой колонки не должен быть ниже 60Гц. Установив такое значение (60Гц), диапазон 60Гц – 20кГц пойдет на колонки, а весь нижний диапазон: 20Гц – 60Гц будет направлен на сабвуфер, а при его отсутствии – на фронтальные колонки.
Примечание: при установке частоты среза необходимо учитывать также и параметры мощности системы. В описанном выше случае тыловые колонки могут воспроизводить диапазон начиная с 60Гц, однако, если их мощность существенно меньше мощности фронтальных колонок, то именно на низких частотах в определенный момент воспроизведения может произойти перегрузка этой тыловой системы. В этом случае можно еще поднять частоту среза на тыловых системах, с целью перенаправить еще больше низких частот на сабвуфер, который, как правило имеет существенный запас по мощности.
В ресиверах компании Denon предлагаются 10 значений частот кроссоверов:
40, 60, 80, 90, 100, 110, 120, 150, 200, 250 Гц (по умолчанию: 80 Гц).
Модели Denon с раздельной регулировкой кроссоверов для каждого канала начинаются с модели AVR-S650H. В базовых моделях AVR-S250BT, AVR-S550BT такая установка общая на все Small каналы.
В ресиверах компании Yamaha предлагаются 9 значений частот кроссоверов:
40, 60, 80, 90, 100, 110, 120, 160, 200 Гц (по умолчанию: 80 Гц).
Модели с раздельной регулировкой кроссоверов для каждого канала начинаются с Yamaha RX-V685 (для модельного ряда 2019 года).
Ниже представлены схемы работы бас менеджмента в режиме установки всех основных колонок в режим «Малые» (Small) и в режиме установки фронтальных колонок в режим «Большие» (Large). Для наглядности, кроссовер ресивера на схемах представлен в виде раздельных НЧ и ВЧ фильтров:

Читать еще:  Huawei watch gt 2 настроить уведомления как

Наиболее трудный для понимания многих пользователей пункт – Басы («Сверх низкие частоты» у ресиверов Yamaha).
В инструкции по эксплуатации для ресиверов Yamaha предыдущих поколений мы найдем следующий текст:
Сверх низкие частоты.
Выбор колонок для воспроизведения НЧ диапазона фронтальных каналов.
ВЫКЛ. (по умолчанию) – Низкочастотный диапазон фронтальных каналов воспроизводится либо фронтальными колонками (при установке Фронтальных колонок в Large), или сабвуфером (при установке Фронтальных колонок в Small).
ВКЛ. – Низкочастотный диапазон фронтальных колонок воспроизводится как фронтальными колонками, так и сабвуфером (эта настройка недоступна, если в Конфигурации Сабвуфер установлен в положение НЕТ или фронтальные колонки установлены в положение МАЛЫЕ (Small)).
В ресиверах Yamaha последних поколений пункт Сверхнизкие частоты был перенесен из меню настройки колонок, раздела конфигурации в дополнительное Option меню, и был модернизирован алгоритм его работы.

А вот как интерпретируется эта настройка компанией Denon:
БАСЫ
Настройка воспроизведения диапазона сабвуфера и LFE (НЧ эффектов).
РЕЖИМ САБВУФЕРА
Выбирает сигналы НЧ диапазона для воспроизведения сабвуфером.
LFE (по умолчанию) – Сигнал НЧ диапазона каналов установленных в режим «Малые» добавляется к выходному сигналу LFE.
LFE + Гл. — Сигналы НЧ диапазонов всех каналов добавляются к выходному сигналу LFE сабвуфера.

В разделе БАСЫ компания Denon предлагает еще настройку фильтра LFE сигнала.
LPF для LFE
Фильтр низких частот только для LFE имеет значения: 80, 90, 100, 110, 120, 150, 200, 250 Гц.
По умолчанию установлена частота 120Гц, что соответствует стандарту диапазона LFE.
Это факультативная функция.
Несмотря на отличие формулировок, пункты: Сверх низкие частоты (Yamaha) и БАСЫ (Denon) выполняют одну и ту же функцию – добавляют к сигналу LFE еще и НЧ диапазон фронтальных колонок для дальнейшего воспроизведения этого суммарного сигнала на сабвуфере.
На рисунке ниже представлена схема работы системы управления басом для режима, когда фронтальные напольные колонки установлены в положение «Большие» (Large), и включен режим «Сверхнизкие частоты» (LFE + Гл.).

Считается, что более правильный и чистый вариант – установка «Сверх низких частот» в положение ВЫКЛ. (чистый LFE режим у Denon). В этом случае НЧ диапазон, как и положено, воспроизводится только фронтальными каналами, а сабвуфер только добавляет LFE эффекты в общую картину звучания. Но в этом случае, как уже было замечено в начале статьи, сабвуфер не будет работать при воспроизведении стерео контента — там, где нет LFE дорожек — если конечно не назначить фронтальные колонки как «Малые». Есть и еще один очевидный аспект – далеко не все напольные фронтальные колонки качественно работают в диапазоне низких частот в районе нижней границы (20-40Гц). Хороший сабвуфер делает это гораздо уверенней.
Для того, чтобы фронтальные, напольные колонки воспроизводили полный диапазон, и сабвуфер также работал всегда и существует режим «Сверх низких частот» или LFE+Главные или LFE + Main.
Важно! Если активируются режим «LFE + Гл.» в АВ ресиверах Denon, в настройках Кроссовера появляется возможность установки частоты среза на фронтальные колонки даже если они были назначены вами как «Большие». И чтобы не дублировать воспроизведение одних и тех же частот, и фронтальными колонками и сабвуфером, рекомендуется для «Больших» колонок в этом случае частоту среза ставить пониже (40-60Гц), для того чтобы сабвуфер больше прорабатывал самый низ НЧ диапазона и не мешал работе напольных фронтальных колонок. А вот в ресиверах Yamaha нет возможности регулировать частоту среза «Больших» фронтальных колонок в этом «супер басовом» режиме.
Ниже представлена диаграмма распределения частот в 11-канальной системе. Сравнение чистого режима LFE и LFE + Main (LFE + Гл.) с комментариями:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector