Как подключить спидометр на лодочный мотор
Спидометр на катер или моторную лодку — принцип работы и типы датчиков
Если в автомобиле спидометр связан напрямую с трансмиссией, на катере такой способ не прокатывает, т.к. тут нет возможности напрямую считывать обороты колеса установив датчик в коробку или ступицу и переводить их в мили или километры.
На катере есть винт, но для определения скорости на воде он непригоден.
В этой статье расказано о спидометрах для катеров и моторных лодок.
Сам спидометр – это устройство для отображения информации скорости в числовом виде. Существуют спидометры аналоговые и цифровые. Аналоговый данные отображает стрелкой, цифровой — цифрами.
Точность показаний спидометра от этого не зависит, т.к. спидометр только отображает ту информацию, которая поступает от датчика.
Типы датчиков спидометров для катеров
Датчики используются для определения скорости катера. Способы получения информации о скорости у них различаются, соответственно различается конструктив и точность.
1. Датчик с крыльчаткой
Самый редкий вид датчика спидометра, используемого на катерах и моторных лодках – датчик с крыльчаткой. Чем выше скорость лодки, тем быстрее вращается крыльчатка. В крыльчатке установлен магнит, который при вращении крыльчатки проходит около геркона. Спидометр считывает импульсы и переводит в скорость.
Датчик показывает скорость движения относительно воды. Если ваш катер идет против течения, то отображаемая скорость будет выше реальной, а если по нему – ниже.
Такие датчики спидометров как правило работают на малых скоростях, поэтому используются на яхтах.
В 90х годах у меня был эхолот NAVMAN 440, у которого соннар был с таким датчиком для снятия скорости. После выхода на глиссирование прибор показывал полную ерунду.
2. Датчик с манометром — трубка Пито
Определение скорости происходит с помощью трубки Пито (Pitot Tube Type), с внутренним диаметром 1-2мм, направленной отверстием навстречу движению катера, которая регистрирует давление набегающей воды. Чем выше скорость — тем больше создается давление.
Спидометр на основе трубки Пито в принципе — простой манометр. Работает за счет изменения давления воздуха в шланге спидометра: вода давит через Пито в шланг и сжимает воздух. Увеличивается давление воздуха со скоростью лодки, в результате чего датчик, (манометр) показывает более высокую скорость.
Ориентировочно скорость водкомоторки, катера или моторной лодки можно определить по формуле:
Где Р — показания манометра, кгс/см 2
Датчики Пито наиболее распространены, т.к. они гораздо надежнее моделей с крыльчаткой (из-за отсутствия движущихся частей), а многие подвесные моторы уже имеют встроенный датчик такого типа — это маленькая дырочка спереди в подводной части редуктора, выше гребного вала.
Трубка Пито на редукторе лодочного мотора:
Расплачиваться за дешевизну, простоту и надежность приходится не самой высокой точностью измерений.
Но это не является серьезным недостатком, т.к. для большинства владельцев моторных лодок или катеров спидометр нужен для подбора винта для достижения максимальной скорости, а не для определения точной скорости.
Принцип установки спидометра Пито
Проверить работу спидометра на основе трубки Пито можно при наличии компрессора. Если подать в трубку давление воздуха, то отклонение стрелки спидометра будет следующим:
Давление (PSI) | Давление (Кг/см 2 ) | Скорость (MPH/Км) |
---|---|---|
5 | 0,35 | 20/32 |
11 | 0,77 | 30/48 |
19 | 1,34 | 40/64 |
30 | 2,11 | 50/80 |
Учитывая то, что в шланге спидометра на основе трубки Пито получается достаточно большое давление на скорости (если Ваш катер сможет разогнаться) — шланг должен быть затянут хомутами.
В шланге не должно быть воды!
Шланг не должен иметь перегибов или резких изгибов, которые могут перекрыть поток воздуха.
Недостатки спидометров на основе Пито (Pitot Tube Type)
Датчик должен быть установлен исключительно перпендикулярно набегающему потоку воды.
Трубка при зацепе веток/досок откидывается вверх, может забиваться, может цеплять мусор — в этих случаях показаний скорости катера не будет.
На редукторе дырочка тоже постоянно забивается. Один раз автомаляры зашпаклевали при покраске редуктора.
Показания неточны, хотя для целей подбора винта для достижения максимальной скорости вполне сгодится.
3. GPS спидометр
GPS спидометр обеспечивают точные показания скорости относительно земли. GPS спидометр может быть подключен к существующей NMEA сети. Идеально подходит для замеров особенно как при медленной скорости водкомоторного катера и при высокой скорости, где традиционные датчики скорости, такие как трубки Пито и колесный работают плохо.
Дополнительным преимуществом является то, что нечему ржаветь в воде или ломаться, т.к. ет движущихся и вращающихся деталей.
Самый точный датчик для спидометра из рассмотренных. Единственный недостаток – необходимо электропитание и более высокая цена.
Какой выбрать спидометр для катера или моторной лодки?
Да в принципе любой, руководствуясь здравым смыслом. А учитывая то, что практически на каждом водкомотоном катере и даже простой моторной лодке есть GPS навигатор — проще скорость плавсредства контролировать по нему, нежели заморачиваться с дополнительными кабелями и шлангами.
Спидометры GPS KUS, WEMA для катера или лодки
Перед вами приборы для измерения скорости на основе приемника GPS от производителей KUS (GPS-спидометры KUS).
Аналогичный прибор также можно найти на рынке под брендом WEMA.
В данном случае мы имеем два прибора со стрелочным указателем скорости и два прибора с электронным указателями скорости.
Приборы представлены с черным и белым циферблатом соответственно в обоих вариантах.
Данные приборы имеют диаметр 85 мм, что является стандартным для многочисленных приборов. Рассмотрим сначала стрелочные приборы. Откроем один из них.
В комплекте идут провода для подключения, инструкция для самостоятельной установки, антенна GPS и сам прибор.
Разберем, как этот прибор устанавливается на приборную панель: делается отверстие соответствующего диаметра под данный прибор, в это отверстие вставляется прибор и с обратной стороны затягивается резьбовым кольцом.
И так, данный прибор имеет две шкалы измерения – внешняя шкала показывает скорость в узлах, внутренняя шкала показывает скорость в километрах в час.
Максимальное значение по внешней шкале – 60 узлов, по внутренней шкале – 110 км/ч. Для большинства лодок этой школы будет достаточно. Электронный дисплей обозначает курс судна относительно земли. По-английски COG Course Over Ground (рус. перевод. – курс относительно земли), либо по-русски – азимут (это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки от направления на север до направления на данный предмет (ориентир)). Соответственно это направление относительно севера. Если лодка, допустим, движется строго на восток, то на дисплее будет указана цифра 90.
GPS антенна подключается резьбовым соединением.
Сам приемник желательно располагать горизонтально на поверхности. Также он имеет петельку для вертикального размещения.
В инструкции указаны 3 варианта расположения антенны и качество приема при каждом расположении.
Стоит заметить, что самое благоприятное для приема сигнала расположение антенны это горизонтальное расположение на поверхности. Вертикальное расположение на поверхности также допускается. Если расположить прибор под поверхностью, то чувствительность прибора очень сильно упадет и не позволит принять нормально сигналы со спутника, соответственно показания скорости будут не корректными.
Рассмотрим пакетик с проводами. Если вы будете самостоятельно устанавливать прибор – в инструкции доступно описано, какой провод к чему подключается. Голубой провод идёт на минус (земля), красной на плюс и два провода на подсветку желтые и оранжевые на плюсовую клемму.
Фишка подключается просто – перепутать разъем невозможно – подключается только одной стороной так это и должно быть во всех приборах.
Присоединим прибор к источнику питания. Подключение видно по нашему электронному дисплею, который показывает азимут.
Рассмотрим прибор полностью с цифровым монитором.
Давайте его откроем.
В комплекте идёт инструкция по установке, провода подключения, антенны GPS и сам прибор.
Дисплей данного монитора в рабочем режиме выглядит так — к рупными цифрами обозначены скорость, в правом верхнем секторе будет обозначен курс судна относительно земли или азимут и нижний правый угол это одометр.
Также подключается GPS антенна на резьбе.
Рядом с этим гнездом можно видеть кнопку переключения режимов скорости, т.е. с помощью этой кнопки можно выставлять единицы измерения в милях, либо в километрах в час, либо в узлах.
Сейчас подключена красная подсветка (подключен оранжевый провод прибора на плюсовую клемму). Можем поменять на жёлтую:
Как видите подсветка не совсем жёлтая – она оранжевая.
Прочитав эту статью теперь вы без ошибок сможете купить gps-спидометр.
24 СЕНТЯБРЯ 2021 НЕ РАБОТАЕМ
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА ДЕЛАТЬ ЗАКАЗЫ ЧЕРЕЗ САЙТ.
МЫ НЕ ИМЕЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ОТВЕЧАТЬ НА ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗВОНКОВ!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА +7 981 121-46-92
(ТОЛЬКО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ВОПРОСАМ. — ОПЛАТЫ, ОТПРАВКИ, СЧЕТА)
СПИДОМЕТРЫ ДЛЯ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ HONDA
ПРИБОРЫ СЕРИИ DELUXE
СПИДОМЕТР | КОД ПО КАТАЛОГУ: 06373-ZW5-U11 | по запросу |
Применяемость: лодочные моторы от Honda BF25D до BF225AK1 Последняя модификация: 06373-ZW5-U11 Старый код по каталогу: 06373-ZW5-U10 Применяемость: подвесные моторы от BF25D до BF225AK1 Последняя модификация: 06373-ZW5-U01 Старый код по каталогу: 06373-ZW5-U00, 08M66-ZW5A20S Применяемость: лодочные моторы Honda от BF40 до BF225 ПРИБОРЫ СЕРИИ ADVANTAGE
|