Promemoriya.ru

Дачный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно настроить акустику домашний кинотеатр

Домашний кинотеатр 5.1

Оцените новые достижения в области производства домашних кинотеатров, представленных пятиканальными акустическими системами последнего поколения. С помощью такого оборудования звуковое оформление фильмов и программ обеспечивает идеальный эффект присутствия в центре событий, происходящих на вашем экране.

Сегодня домашний кинотеатр 5.1 заслуженно считается лидером рынка благодаря безграничным возможностям настройки оборудования и создания атмосферы погружения.

Акустическая система 5.1 для домашнего кинотеатра

Домашние кинотеатры 5.1 получили своё название из-за особенности комплектации акустической системы, которая включает пять динамиков (2 фронтальных, 2 тыловых динамика, 1 центральный канал) плюс один сабвуфер. При условии грамотного расположения динамиков зритель получает возможность насладиться многоканальным звуком, формирующим захватывающую иллюзию нахождения внутри акустического пространства. С таким великолепным оборудованием даже знакомые фильмы и программы обретают принципиально новую художественную и зрительскую ценность.

Установка акустической системы 5.1 в домашнем кинотеатре

Для того, чтобы добиться идеального звука вашего домашнего кинотеатра, необходимо понимать, каким образом должен быть расположен каждый динамик акустики 5.1.

Первым делом, выберите центральную точку, откуда в дальнейшем вы будете просматривать фильмы – это будет 0 точка. От этой точки отмеряется угол расположения акустики.

Фронтальные динамики располагают на равном расстоянии от телевизора и направляют в 0 точку под углом 22-30 градусов. Схематически фронтальные динамики образуют с точкой просмотра равнобедренный треугольник.

Для расположения динамиков на уровне ушей слушателя используют специальные стойки (подставки).

Центральный канал размещают в одной плоскости с телевизором (экраном) выше или ниже него напротив 0 точки. Центральный динамик используется для создания панорамного звука и синхронизации звука между фронтальными колонками.

Тыловые динамики размещают по бокам от 0 точки и направляют на зрителей. Они создают эффект звука вокруг. Это позволяет сделать звук объемным и создать атмосферу присутствия в центре событий. Динамики располагают относительно экрана и 0 точки под углом 90-110 градусов.

Сабвуфер располагают в любом удобном месте, т. к. он является источником всенаправленного звука. Однако, не стоит его располагать за предметами, препятствующими распространению звуковой волны.

Ни одна акустическая система не похожа на другую. Это объясняется как набором компонентов, из которых она состоит, так и характеристиками помещения, в котором ее устанавливают. Чтобы отладить акустику в вашем помещении, потребуется тонкая настройка.

Учитывайте следующие моменты: между вами и динамиками не должно быть препятствий, иначе звук будет блокироваться; меняйте угол расположения динамиков, чтобы добиться лучшего качества звука; организуйте сбалансированную акустику помещения за счет правильной отделки стен и пола.

Также важно не забывать, что помимо установки домашнего кинотеатра есть не менее важный этап – подключение оборудования, от которого будет также зависеть качество воспроизводимого звука.

Если вы все сделали правильно, то можете начать просмотр фильмов и наслаждаться результатом.

Если что-то не получилось или решили доверить создание домашнего кинотеатра специалистам, звоните!
+7 (499) 677-62-30

Домашний кинотеатр 5.1 – насладитесь выразительной гармонией звука!

Как правильно настроить акустику домашний кинотеатр

  • О компании
  • Услуги и цены
  • Акции
  • Портфолио
  • Статьи
  • Сотрудничество
  • Hi-End
    Стерео
    • Продажа
    • Проектирование
    • Подключение
    • Настройка
    • Сервис
  • Домашний
    кинотеатр
    • Подбор
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Программирование
    • Сервис
    • 3D домашние кинотеатры
  • Мультирум
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Программирование
    • Сервис
  • Умный
    дом
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Программирование
    • Сервис
  • Спутниковое
    телевидение
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Сервис
  • Интернет
    сети
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Настройка
    • Сервис
  • Видео
    наблюдение
    • Продажа
    • Проектирование
    • Монтаж
    • Подключение
    • Настройка
    • Сервис
  • Другое
    • Обучаемые пульты
    • Дизайн
    • Мебель
    • Аксессуары
    • Обслуживание

  • Подбор
  • Продажа
  • Проектирование
  • Монтаж
  • Подключение
  • Программирование
  • Сервис
  • 3D дом. кинотеатры

Наши сертификаты

Мы являемся официальными дилерами

Жилой комплекс 2 (11 фото)

Загородный дом (5 фото)

Стерео система в кабинет загородного дома (11 фото)

Подключение и настройка домашних кинотеатров

Ознакомиться с ценами на работы по проектированию домашних кинотеатров можно в прайс-листе. Ознакомиться с портфолио по реализованным проектам можно здесь, а с объектами на которых осуществлялись работы здесь

P.S. Не забудьте ознакомиться с действующими акциями Компании по проектированию домашних кинотеатров.

Подключение и настройка домашних кинотеатров (ДК) de facto два раздельных этапа интеграции системы ДК на объекте, выполняемые совместно разве, что при «экспресс» установке домашнего кинотеатра HTiB сборки мастером-фрилансером (или бригадой) с сомнительным статусом «специалиста широкого профиля» и по принципу «вилки – в розетки, штекера – в разъемы и крути ручки ресивера до получения приемлемого звука и/или глуши владельца мощностью акустики».

Такой подход к подключению и настройке домашнего кинотеатра a priori нельзя считать профессиональным, а сама система домашнего кинотеатра a posteriori будет плохо управляемой, проблемной по коммуникациям с сетями Интернет, кабельного/спутникового TV и тем более с другими подсистемами интеллектуального управления домом, а также предельно сложно настраиваемой, поскольку:

  • Hi-Fi/Hi-End домашний кинотеатр и даже качественная HTiB сборка – это условно автономная и очень зависимая система, которая при всей своей кажущейся обособленности влияет и подвержена влиянию окружающей среды, коммуникаций систем инженерно-технического обеспечения, кабельных линий Ethernet, спутниковой связи, подсистем Умного дома и т.д., а профессиональный домашний кинотеатр интегрируется с наружными сетями, в оптимальном варианте – построенными по принципу и требованиям Структурированной Кабельной Сети (СКС – см. подробнее о структурированных кабельных сетях здесь);
  • современный домашний кинотеатр, а тем более, позиционируемый, как домашний кинотеатр премиум-класса или элитный домашний кинотеатр, по факту являющийся сегментом общей СКС дома/квартиры или спроектированный в формате условно автономной системы, бескомпромиссно должен быть гибким системным решением для расширения и/или модернизации. Т.е. владелец без очередных масштабных работ по перепланировке, архитектурной акустике, светотехнической и акустической обработке должен иметь возможность расширения звуковой картины в помещении домашнего кинотеатра до сложных схем вплоть до 9:1, 9:2 или объемного многоуровневого звука, а также перехода на видео качества уровня Ultra HD, в том числе 3D Ultra HD.

Подключение домашних кинотеатров профессионалами компании-интегратора

Профессиональные интеграторы интеллектуальных управляемых подсистем Умного дома, в том числе систем домашнего мультимедиа (система домашнего кинотеатра, мультирум, Hi-End стерео) подключение домашнего кинотеатра осуществляют на этапе монтажа ДК и исключительно по проекту домашнего кинотеатра, где:

    определены места узлов коммутации системы домашнего кинотеатра с домашней сетью Ethernet, кабельным и/или спутниковым телевидением, возможно – системой видеонаблюдения для онлайн контроля над безопасностью квартиры/дома (через видео панель и/или аудио систему) и другими подсистемами Умного дома;

Важно: Зачастую встроенный домашний кинотеатр, а иногда и ДК с традиционной напольной/настенной акустикой проектируется с:

  • выносом силовой аппаратуры в другое помещение;
  • удаленной коммутацией с сетью Ethernet (LAN/WAN маршрутизатором), позволяющей связать систему домашнего кинотеатра с подсистемами интеллектуального управления квартирой/домом и глобальной сетью Интернет;
  • удаленным размещением акустики (в больших помещениях домашнего кинозала) и/или со сложной акустической схемой (схемы звука 6:1, 6:2, 7:1, 7:2, 9:1, 9:2), а также объемным двух-, трехуровневым звуком (см. подробнее о трехуровневом звуке Auro 3D® и двухуровневом звуке Dolby Atmos® здесь и в этом материале);
  • логическими и физическими связями, аналогичными системам мультирум (управление коммутаторами открывания/закрывания роллетных систем, обратная связь с интеркомом системы безопасности, коммутация с серверным хранилищем информации, аудио/видео компонентами мультирума) и т.д. и т.п.
Читать еще:  Как подключить услугу везде как дома мегафон поволжье подключить

Все это определяет предельную важность технически грамотного расчета домашнего кинотеатра по длине, сечению и типу кабельных проводок (силовых и сигнальных), по сути, отвечающих за скорость, объем передачи данных и уровень помех, как в итоговом воспроизведении аппаратурой аудио и видео контента, так и в образовании связей между собственно системой домашнего кинотеатра и подсистемами Умного дома, сетями Интернет, кабельного/спутникового вещания и т.д.

  • определены места положения точек кросс-коммутации, телекоммуникационных розеток/разъемов, причем не только позволяющих подключать существующий комплект электронных компонентов, но и делающих систему домашнего кинотеатра гибкой, модернизируемой, расширяемой.

Профессиональная настройка домашнего кинотеатра.

Профессиональная настройка домашнего кинотеатра может и должна осуществляться на заключительном этапе реализации проектов «домашний кинотеатр под ключ», когда:

    завершены работы по кабельной проводке, декорированию линий укладки кабелей, точек кросс-коммутации, телекоммуникационных розеток/разъемов;

Важно: Предварительное определение мест положения видео панели/экрана проектора, акустики, мест прослушивания/просмотра аудио/видео контента определяется проектом домашнего кинотеатра по результатам превентивной акустической и видео экспертизы, проводимой профильными специалистами-инженерами акустиками с соответствующим тестовым оборудованием на начальной стадии проектирования домашнего кинотеатра. Такая экспертиза, как правило, не является единичной и может повторяться при необходимости во время всех этапов установки домашнего кинотеатра – по звукоизоляции от воздушного/структурного шума, архитектурной акустике, перепланировке помещения домашнего кинотеатра и т.д. Основной целью этих экспертиз является вывод видео и акустических характеристик помещения в рамки границ, перекрываемых допусками корректировки видео и звука с помощью технических средств силовой аппаратуры, в идеале — сертифицированной ТНХ Lucasfilm Ltd (см. здесь)

  • работы по оформлению дизайна интерьера помещения домашнего кинотеатра (или мультифункциональной комнаты, выделенной для ДК) полностью завершены или выполнены в объеме, исключающем риски критического ухудшения звуковой картины/восприятия видео внесенным аксессуаром и/или предметом мебели домашнего кинотеатра.

Только в таких условиях профильные специалисты компании-интегратора интеллектуальных управляемых подсистем смогут выполнить настройку домашнего кинотеатра по восприятию видео и звука с учетом субъективных предпочтений владельца, используя тестовое оборудование, специальное программное обеспечение, вложенный в аппаратуру спектр настроек производителя электронных компонентов, а также свой опыт и профессиональные/творческие качества.

Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам:

Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра: полезные советы

Использование новейших акустических систем позволяет насладиться качественным звучанием. При покупке оборудования многие задаются вопросом: как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра. От расположения в помещении колонок и сабвуфера зависит детализация звуковых эффектов. Следует учитывать особенности интерьера, мебели, бытового оборудования, других потенциальных источников помех или шума.

Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра в помещениях

Размер помещения и его геометрия — основные параметры, которые следует учитывать при установке акустической системы. Стандартным и наиболее подходящим вариантом станет комната прямоугольной формы. В таком случае можно разместить экран телевизора или проектора около длинной стены. Желательно, чтобы на потолках отсутствовала выступающая рельефная отделка, которая вызывает искажение звуковых волн. Идеальная площадь помещения для домашнего кинотеатра должна превышать 35 м². Важно сохранение оптимального расстояния между креслами зрителей и фронтальными динамиками.

В помещении обязательно должны быть установлены двери. Это позволяет избежать посторонних звуков, создать замкнутую цепочку для распределения звука. Предотвратить дополнительный шум и вибрацию поможет мягкая обивка на внутренней части двери. При правильной настройке домашнего кинотеатра устройство обеспечивает не только прекрасное качество воспроизведения, но и громкий звук. Именно поэтому желательно использовать звукоизоляционное полотно, которым оклеиваются стены.

Важно знать, как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра и сохранить отражение звука. При размещении оборудования необходимо учитывать одну особенность: при падении на поверхность звук будет отражен под углом падения. Некоторая часть будет поглощена, а остальная пройдет через имеющееся препятствие. Таким образом достигается знаменитый эффект объемного звучания. При постоянном отражении от стен волны постепенно начинают затухать, становятся слабее и исчезают. В процессе отражения от препятствия сигналы доходят до слушателя с опозданием на несколько миллисекунд. Получается эффект неравномерного, объемного звука.

Акустическая система 5:1. Оборудование и особенности размещения

Чтобы произвести правильную настройку домашнего кинотеатра следует учитывать особенности применяемой системы. Наиболее распространенным оборудованием является 5:1 и 7:1. Стандартная акустика включает в себя:

  • мощный сабвуфер;
  • центральный динамик, который отвечает за воспроизведение вокала музыкальной композиции или речь актеров в фильме;
  • фронтальные каналы левой и правой частей для воспроизведения основных звуковых эффектов;
  • каналы воспроизведения эффектов окружающего звука левой и правой части, которые составляют фон, гармонично разбавляют дорожку фронтальных устройств.

Система 7:1 отличается наличием дополнительной пары колонок задних динамиков. Они используются для воспроизведения основного звука.

При установке классической системы 5:1 стоит мысленно нарисовать равнобедренный треугольник. Вершиной является расположение лица зрителя. В центральной части зоны зрения размещается центральный динамик. С каждой из сторон от него под углом около 45 0 устанавливают фронтальные колонки для основного звука. Задние колонки следует выставить под углом до 120 0 . Если умножить на 0,7 расстояние до экрана, можно рассчитать необходимую ширину экрана. Основные характеристики мультимедийного проектора помогут узнать особенности расположения колонок для данного типа устройств.

Как установить систему 7:1?

Знание особенностей распределения системы 5:1 поможет разобраться, как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра в случае использования оборудования 7:1. Такое оборудование рекомендуется устанавливать в большое по площади помещение. Дополнительные фронтальные колонки также размещаются под углом, но для получения объемного звучания следует устанавливать их на значительно большем расстоянии друг от друга.

Идеальный вариант для правильной настройки домашнего кинотеатра — размещение кресел не в строгую линию перед экраном, а свободная расстановка по периметру комнаты. В данном случае для прохождения звуковых волн будет гораздо меньше препятствий, картинка получится цельной, без искажений. Сидящие сзади люди смогут также свободно видеть экран, а не головы впередисидящих людей.

В салоне Design можно выбрать подходящий для вашего помещения домашний кинотеатр. Наши консультанты готовы ответить на интересующие вопросы и помочь разобраться в функциональных особенностях и характеристиках оборудования.

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Читать еще:  Как подключить газ к дому ростов

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Читать еще:  Красивый кирпич кладка дома

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты