Promemoriya.ru

Дачный журнал
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно установить водометную насадку на лодку

Практическое пособие по установке и эксплуатации водометных насадок

Основные особенности и принцип действия водометных насадок:

  • водометная насадка может быть установлена на любой имеющийся у Вас лодочный мотор Yamaha, Tohatsu, Honda, Mercury, Nissan Marine, Suzuki, Evinrude. а также на весь модельный ряд китайских подвесных лодочных моторов, которые являются копиями лодочных моторов известных брендов, по крайней мере, в нижней части дейдвуда и реверс-редуктора (См. Таблица соответствия водометных насадок). В конечном счете, у Вас получится водомет, который ничем не будет отличаться от заводского варианта. Не все производители и тем более, не все модели лодочных моторов выпускают сразу, как водометы;
  • очевидным является то преимущество, что у Вас есть теперь и редуктор, который всегда можно при необходимости снова поставить на лодочный мотор. Замена редуктора на водометную насадку или наоборот, требует каждый раз перестановки и водяной помпы, а эта операция, занимает около часа. Поэтому, если характер эксплуатации лодочного мотора требует частого переоборудования его в водомет и обратно, рекомендуется приобрести второй комплект водопомпы в сборе. Одна водяная помпа при этом будет постоянно находиться на нижней часть дейдвуда лодочного мотора, а вторая будет постоянно находиться на водометной насадке. Процедура переоборудования лодочного мотора в водомет и обратно в этом случает займет совсем немного времени, даже у начинающего водомоторника;
  • установочный комплект водометной насадки включает 6 основных частей, угловой редуктор отсутствует, переделка двигателя лодочного мотора не требуется;
  • если водометная насадка подобрана правильно для лодочного мотора, который установлен на транец лодки (См. Таблица соответствия водометных насадок), то при эксплуатации двигателя с водометной насадкой не потребуется наращивать транец лодки. В отличие от гребного винта, вся водометная насадка не должна располагается под водой, она должна быть заглублена только на высоту сопла (лайнера). Вот почему маленькие водометные насадки делают любую реку длиннее!

Главные преимущества и недостатки водометных насадок:

  • выходная мощность мотора с водометом меньше в среднем на 25%. См. Правильный подбор подвесного водомета к лодке;
  • изменится маневренность судна. Причем, неоднозначно на разных скоростях, при разных радиусах поворотов и геометрии киля. Это можно прочувствовать на практике, подобно тому, как пересел на другой автомобиль. У лодочного мотора с водометной насадкой так же имеется реверс и нейтральное положение, причем, задний ход можно включать на полном газу работы двигателя, что дает мощный тормозной эффект. Отсутствуют переключения в редукторе и износ механизмов;
  • в отличие от гребного винта, для которого определяющими являются два параметра: диаметр и шаг, в случае водометной насадки главным является тяга водомета, которая практически не зависит от нагрузки на двигатель. Таким образом, мотор всегда развивает заданную мощность и подбирать гребной винт не нужно;
  • обслуживание водомета несложное: каждые 10 часов работы необходимо шпринцевать подшипниковый узел консистентной водостойкой смазкой. См. Руководство по установке и эксплуатации водомета;
  • эксплуатация лодочных моторов с водометной насадкой значительно безопаснее, чем с гребным винтом. Наличие водозаборной решетки предохраняет от нанесения вреда обитателям водоемов. При катании лыжника отсутствует вероятность нанесения ему травм, как от гребного винта;
  • корпус водометной насадки выполнен из сплава алюминия и титана (силумина), поэтому его ремонт осуществляется с помощью аргоновой сварки. Любые повреждения импеллера устраняются таким же способом. Компания Outboard Jets поставляет водометные насадки с импеллером из нержавеющей стали, и, в сравнении с силуминовыми, они более долговечны и не подвержены разрушению. Цена вопроса — 200-300$ США в зависимости от размеров импеллера. Другие запчасти на водометные насадки вы можете купить или заказать на нашем сайте в разделе Запчасти;
  • водометная насадка при установке на лодочный мотор не требует специальной регистрации в органах ГИМС МЧС.

Пособие по установке водометной насадки
(на примере АЕ-40 для лодочного мотора Tohatsu M 40 CS, M 40 CEPS)

Установка водометной насадки на лодочный мотор специалистом, имеющим опыт, занимает около 3 часов с учетом перестановки водопомпы. Без этой операции (т.е. комплект водопомпы дополнительно установлен на водометной насадке) 1 час, не спеша. Любителю — водомоторнику потребуется больше времени. Предлагаем Вашему вниманию учебное пособие в картинках на примере установки водометной насадки AE-40 на популярный лодочный мотор Tohatsu M40 CS, M40 CEPS.

Расположите лодочный мотор как показано на рисунке. Переключите реверс так, чтобы муфта соединения тяги была доступна. Выколоткой с поддержкой выбейте верхний штифт.
Штифт внутри полый, в виде трубки. Отсоедините тягу реверса и открутите болты реверс — редуктора. Отсоедините редуктор, слегка покачивая и придерживая его.
Для дальнейшей установки лучше заменить штифт на винт. Для этого нарежьте резьбу в тяге, оставшейся в двигателе. (Рекомендация). Открутите корпус водопомпы и снимите крыльчатку.
Выньте шпонку и снимите верхнюю паронитовую прокладку. Под ней находится металлическая пластина водопомпы. Проставку водопомпы можно оставить, выньте 2 фиксирующих штифта.
Так выглядит снятая водопомпа. Так выглядит водометная насадка в в разобранном состоянии. Вставьте вал с корпусом подшипника, совместите его по отверстиям.
Закрепите узел в улитке с помощью двух винтов. Так должен выглядеть собранный узел. Водометная насадка готова к установке водопомпы.
Комплект водопомпы из водометной насадки. Установите проставку, прокладку и пластину. На прокладку установите два направляющих штифта.
Вставьте шпонку водопомпы, крыльчатку вставьте в перфоратор. Перфоратор с установленной крыльчаткой установите на вал. Соорентируйте перфоратор по выступам и установите корпус водопомпы.
Закрепите корпус водопомпы винтами из набора, сильно не перетягивая их. Болты крепления редуктора разные: штатный — длинный, новый — короткий. Внимание! Оба закручены полностью: новый — короткий — из нержавейки.
Установите на дейдвуд проставку. Хорошо затяните болты. Смажьте шлицы вала водостойкой смазкой.
Смажьте отверстие в корпусе помпы для трубки подачи воды водостойкой смазкой. Вставьте водометную насадку в дейдвуд, вращая её, чтобы шлицы вала вошли в коленвал. Закрепите водометную насадку к проставке болтами из набора через корпус улитки.
Затяните внешний болт крепления улитки. Наденьте на вал импеллер вместе с соединительной втулкой. Вставьте шпонку и осадите втулку со шпонкой в корпус импеллера.
Так должен выглядеть правильно установленный импеллер. Смажьте резьбу и установите все регулировочные шайбы. Пластиковый амортизатор и стакан. Один амортизатор — запасной.
Наденьте пластиковую шайбу стакан и фиксирующую шайбу. Затяните наружную гайку и зафиксируйте ее ушками шайбы. Установите кронштейн на рычаг реверса.
Направьте конец тяги в сторону капота. Отрегулируйте длину тяги на положение заднего хода. Проверьте положение переднего хода. Дефлектор поджат.
Это нейтральное положение. Если оно не соответствует, отрегулируйте тягой. Проверьте все три положения и затяните контргайки на тяге. Водометная насадка установлена. Мотор превратился в водомет.
Читать еще:  Строительство домов укладка кирпича

По вопросам установки водометных насадок на лодочные моторы, оптового и розничного приобретения, заказа дополнительных принадлежностей и запасных частей к ним следует обращаться в компанию ООО «МОТОКОНТИНЕНТ». Тел. (495) 942-76-55, (495) 942-75-55.

Предприятие осуществляет прямые поставки водометных насадок и оригинальных запчастей с завода — изготовителя, производит гарантийный и послегарантийный (платный) ремонт водометов. Профессиональную консультацию Вы можете получить, обратившись по адресам:

Галимов Айрат, г. Хабаровск

Знакомство с мотором началось намного раньше покупки.

Мы с группой друзей тогда были лишь начинающими рыбаками и в основном имели опыт пеших переходов по рекам.

Но так как всегда есть желание расширить горизонты не только лишь за счет передвижения на машине, но и по водной глади, я принял решение приобрести мотор с лодкой. Было прочитано много литературы и обзоров, просмотрено много часов видео и наконец, решено было остановится не двигателе Судзуки мощностью 40 л.с., обязательно с водометной насадкой, т.к. планировалось ходить по горным рекам. И вот 11. Июля 2014 мной был приобретен мотор SUZUKI DT40WS + водометный движитель и лодка Гольфстрим мастер 430. Восхищению не было предела, когда мы объединили эти два приобретения вместе прибыв на реку. Предварительно прочитав инструкцию, словно алхимики смешали топливо и масло 1 литр оригинала на бак, накачали судно, спустили его на воду и водрузили 90 кг. тяжеловеса на транец. Предвкушая ощущения, тронулись на малых ходах полноводной реки Амур. Обкатка производилась строго с рекомендациями производителя.

И вот настал день реальной работы мотора, и казалось, что все пропитано ожиданием ощущений, которые был призван доставить нам тандем мотор + лодка. Собравшись в путь, предварительно обсудив маршрут, мы двинулись на настоящую горную реку.

И тут ожидалось самое интересное, ведь о водометных насадках нам приходилось только читать. Путь предстоял долгий, ибо до места основного лова нам необходимо было преодолеть расстояние по горной реке в 60 км с заходом в еще одну реку более мелкую. Мотор с легкостью справлялся с нагрузкой в 4 человека + вещи 200 кг примерно, и все это против течения в реках разной степени сложности. И как оказалось это только лишь начало и самое интересное, в эксплуатации данной техники, нас ожидало впереди.

Прибываем на реку, комплектуем экипаж, снаряжаем все на свои места и в путь. Как известно горные реки в период дождей способны менять русла и преподносить сюрпризы в виде неожиданных заломов и расчесок (свисающих крон деревьев над речной гладью) вот и в этот раз нас ожидал сюрприз. В одном привычном нам русле путь нам был прегражден старым дремучим ясенем, подъём по реке в тот день был не из легких и пришлось придумывать, как преодолевать данный отрезок пути. Отрыбачив несколько дней, настало время возвращения в родные пенаты. И тут с нами сыграл злую шутку тот самый ясень. Не сумев вывести лодку в нужное нам направление, друг мой беспомощно отправил нас под тот самый ясень. В итоге лодка мотором в низ под дерево, вещи и люди в воду под залом. Достать людей и вещи – труда не составило, жутко испуганные и напрочь мокрые, озлобленные начавшимся дождем, мы стали кумекать как нам эту 4 метровую 180 килограммовую бандуру (лодка + мотор суммарным весом 180 кг), постоянно нагружаемую потоком речной воды вытащить из под ясеня… Провозившись 1,5 часа и придумывая инженерные приспособы для того чтоб ее вытащить – мы с задачей справились. Лодка и мотор были спасены из под коварного ясеня. Но по законам жанра мотор как и любой утопленный отказывался заводится ибо по известным нам причинам набрал воды. Огромное спасибо разработчикам, проектировщикам, в общем всем создателям данного мотора, т.к. имея при себе лишь плоскогубцы – мультитул – мы смогли разобрать и открутить все нам необходимое и сделать все манипуляции по прочистке системы зажигания и подачи топлива, а так же продули выхлопную систему. Провозившись 2 часа с разбором и сбором мотора, качаем грушу подсоса, держим пальцы крестиком – дергаем кик стартер … и естественно не с первого раза, но мотор завелся. Все облегченно вздохнули, ибо никому не пришлось идти пешком за помощью. Водрузив весь вымокший наглухо скарб, мы тронулись в обратный путь. Всю обратную дорогу, включая поездку на машине до дома, мы почти не разговаривали, все размышляли на тему ..а если бы.. но к счастью все обошлось.

На этом жизненные приключения с мотором не окончились. И вот очередной плановый выезд на знакомую и любимую реку. Отрыбачив два дня, мы решаем разбить лагерь уже на основной реке но не доезжая до места спуска лодки на воду. В момент движения и поиска подходящего места на реке, раздается не характерный звук в районе двигателя, и лодка теряет ход. Каково было наше удивление когда мы обернувшись на мотор не обнаруживаем водометную насадку. От вибрации и периодических ударов о грунт и камни ее оторвало от ноги (дейдвуда) (вырвало крепления). Пришлось нырять. Слава богу что все обошлось. Мы достали улитку (водометную насадку) из потока воды, благо воды было не много, незадолго мы успели проскочить глубокую речную яму. В общем, на веслах мы пришли к табору, на тот момент не знакомых нам рыбаков. Парня который нырял – обогрели и отпоили согревающим напитком. В результате разговора с «бывалыми» стало известно что водометные насадки производства Тайвань оснащаются болтами длиной 3 см. и входят в ногу всего лишь на 5 мм. при глубине резьбовой канавы ноги (дейдвуда) мотора – 1,5 см. не было бы счастья, да несчастье помогло, у коллег по реке оказались в запасе болты необходимой нам длины и мы вновь приладили насадку на место к мотору. Разбили лагерь неподалеку от наших спасителей и заночевали. На следующий день, как и было запланировано, благополучно добрались до машины.

Читать еще:  Как подключить домашний телевизор к интернету

По приезду в город отдали мотор умельцам, были наварены новые места крепления и нарезана резьба. Так же закупили новые болты необходимой длины, и надеюсь что более об этой проблеме я никогда не узнаю

Все это время мы использовали лишь водометную насадку, о редукторе и винте пока речи не шло, но настало и его время. Летом 2015 года, сменив водомет на редуктор мы выехали в приморье, где на морской глади мотор действительно показал на что способен без потери мощности, ведь при использовании водометной насадки двигатель теряет порядка 40% от заявленных производителем показателей. Но при использовании винта, мотор с легкостью выводил на редан лодку с 8 пассажирами, обеспечивая стабильную скорость и плавный ход.

В общем мотором очень доволен и вот уже эксплуатируя его третий год в разных климатических условиях, в разных жизненных условиях, на разного типа реках, нареканий к нему не имею, потому что первый выбор оказался самым успешным и наиболее удачным. Мотор зарекомендовал себя как при положительных температурах так и при отрицательных.

Спасибо производителям за высокое качество и не прихотливый нрав двигателя.

Автор: Галимов Айрат, г. Хабаровск

Примечание: стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.

Как правильно установить водометную насадку на лодку

Водометная насадка, которую Вы только что купили лодочный мотор вместо штатного редуктора позволит Вам управлять безопасно лодкой районах, недоступных для обычных моторов винтом.

Внимательно ознакомьтесь паспортом, прочтите инструкцию они основаны опыте Вам достичь максимальной производительности, научиться обслуживать водометную насадку истинное удовлетворение водометного мотора.

1. ВЫБОР КОРПУСА ЛОДКИ.

Лучший результат использования водометных двигателей достигается судах корпусом, спроектированным плоским, широким днищем. Лодки или чрезмерно килеватым дном требуют большей глубины водоема, но большее сопротивление под воздействием струи водомета. Желательно иметь небольшой вес судна, ввиду того что возможности использовать импеллер шагом для повышения грузоподъемности лодки, как при использовании гребных винтов шагом. Алюминиевый корпус является самым популярным легкости правило, нижняя ширина корпуса должна быть (120 см), центральная длина (425 см), килеватость

2. ВЫБОР МОЩНОСТИ ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ.

Лодочный мотор винтом обеспечивает лодке более высокую скорость, большей глубины, чем тот, который оснащен подвесным водометом.

Поэтому важно использовать достаточную мощность и вашу лодку для устойчивого глиссирования. Следующая таблица основана полученном предлагаемого типа лодки (п.1), подвесных лодочных моторов определенной мощности насадок оборотах работы двигателя будет повышенный расход топлива, большое количество людей снаряжения будут существенно мешать движению лодки глиссирования. График (Рис. 1) построен веса двигателя, лодки, полного бака топлива, максимального разрешенного количества людей Область ниже линии графика показывает наихудшие результаты по скорости движения лодки. = 0.454 кг.

3. СБОРКА И УСТАНОВКА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ.

Тщательно следуйте инструкции по сборке. устанавливали водометную насадку, взять

1. Инструкцию по монтажу, которая должна включать гарантии.
2. Шприц для смазки.
3. Запасные шплинты, срезные штифты и (или) запасной импеллер.
4. Инструменты.

Не забудьте проверить систему водяного охлаждения двигателя после сборки.

4. РЕГУЛИРОВКА ЗАДНЕГО ХОДА И ПРОВЕРКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕФЛЕКТОРА.

При неправильной регулировке тяги управления реверсом возможно самопроизвольное переключение дефлектора сторону под воздействием волн. сам двигатель «выскакивает»

Длина тяги управления должна быть выставлена таким образом, чтобы переключение реверс обеспечивали твердое фиксированное положение дефлектора ролика. Попробуйте переключить положение дефлектора потянув вверх или попробуйте принудительно опустить его вниз. Допускается незначительное отклонение дефлектора вперед, давление струи воды скорректирует его положение.

5. РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЫНОСНОЙ ТРАНЕЦ (НАДСТАВКА). Рис. 2.

При переходе Ваш мотор должен находится показанной 3. водометов специально разработан выносной транец регулируемый по высоте (углу наклона). Кронштейн пластиной позволяет установить лодочный мотор ½ дюйма по высоте, до ¼ дюйма по наклону, как показано 3.

С помощью выносного регулируемого транца можно приспособить Вашу лодку транцем под отверстия для моторных болтов для крепления водомета.

Внимание! Выносной регулируемый транец для крепления подвесных лодочных моторов насадками струбцин.

Выносная регулируемая надставка позволяет менять высоту крепления водомета (22 см), что обеспечивает эксплуатацию лодочного мотора как винтом, так и насадкой.
В нижней части конструкции расположен регулируемый дефлектор для сглаживания потока воды днища лодки водомета для уменьшения брызг потоку воды при движении против течения.
После пробного пробега рекомендуем окончательно отрегулировать высоту положения лодочного мотора

В связи что переход винт насадку, как правило, производится часто, выносной регулируемый транец специальным электроподъёмником или приспособлением.

При креплении выносного регулируемого транца используйте нержавеющие (оцинкованные) болты шайбами по обе стороны транца, применяйте водостойкий герметик для герметизации отверстий.

Выносной регулируемый транец выполнен стали, входит дефлектор для использования лодочного мотора винтом.

Аккуратно проложите электрические провода, убедитесь, что рулевой трос газа при повороте лодочного мотора.

6. УСТАНОВКА ВОДОМЕТА НА СУДНО.

Высота установки двигателя является важным параметром быть правильно выставлена. ¼ дюйма настройки позволит воздуху поступать кавитации мощности. Слишком низкая установка приведет сопротивлению, разбрызгиванию воды скорость.

При начальной установке закрепите двигатель таким образом, чтобы верхний край водозаборника оказался уровне с «обрезом днища» (соединением линии днища Запустите двигатель. Сделайте тестовый заезд. поступает насос работает хаотично, периодически пропадает тяга, опустите двигатель на ¼ дюйма (6 мм). Снова сделайте тестовый пробег. Повторяйте эту операцию, пока насос работать ровно После этого поднимите мотор снова на ¼ дюйма (6 мм) его положении.

Незначительные провалы поворотах или воде являются приемлемыми, однако, чрезмерные провалы вредны для двигателя и избегать. Большое значение играет стиль езды!

7. СНИЖЕНИЕ ХОЛОСТЫХ ОБОРОТОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗБРЫЗГИВАНИЯ.

Для уменьшения разбрызгивания кавитации (прохватов) воде желательно оборудовать водозаборник профилированными крылышками. (Рис. 5). волнении желательно использовать транец, выдерживающий нагрузку (Рис. 6), эквивалентную 8-ми слойной
Сама водометная насадка подпирается металлической пластиной толщиной

8. СОВЕТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ СУДНОМ С ВОДОМЕТОМ.

проверки ходовых качеств маломерного судна насадкой лучше выбрать открытую площадку течением свободныю препятствий развить значительную скорость, никому Управлять лодкой, пока Вы следует плавным поворотом рычага румпеля при пониженной скорости, чтобы избежать заносов

Читать еще:  Как подключить ноутбук к домашнему wifi

также сначала должны соблюдать определенную скорость движения, крутые повороты лодки можно выполнять только оборотах двигателя. Вам возможность момент остановиться и перевернуться лодке.

двигателя следует производить оборотах по неизвестным водоемам, соблюдая меры предосторожности. Эксплуатации мотора насадкой скоростях может привести самого мотора наезду препятствия, повреждению корпуса лодки.

D. обкатки водометной насадки следует эксплуатировать лодочный мотор по возможности оборотах двигателя. Запускать лодочный мотор при низкой температуре воздуха воды следует при полностью открытой дроссельной заслонке. Эксплуатация лодочного мотора насадкой при полной нагрузке обкатки строго запрещается.

правильной установке водометной насадки мотор, правильной регулировке водомета лодки, Вы будете легко скользить по водной глади, никаких возмущений воды!

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

лодочный мотор насадкой оснащен срезной шпонкой для защиты водомета возникновения препятствия вращению импеллера. возникновения такой ситуации необходимо отсоединить водозаборник, открутить гайку крепления импеллера, расшплинтовать лепестковую шайбу, снять импеллер. Затем необходимо поменять шпонку и порядке установить импеллер, регулировочные шайбы, демпферную шайбу, лепестковую шайбу, гайку После замены хорошо затяните все гайки, проверьте отсутствие люфта между импеллером

осматривайте Ваш водометный лодочный мотор, проверяйте уровень масла консистентной водостойкой смазки. менять масло каждые работы лодочного мотора или одного раза Смазку следует периодически проверять и насадке, чтобы отсутствует местах, проведите регламентные работы.

Каждые работы двигателя производите осмотр фильтров (масляного, топливного, воздушного) грязи. Постепенное увеличение содержания грязи указывает промывки (замены) фильтров. становится темным, фильтр необходимо заменить необходимости. некоторые смазки отрицательно влияют кольца прокладки (расходные материалы). следует внимательно осматривать Набор уплотнений необходимо иметь походов.

Для обслуживания водометных насадок используется определенная водостойкая смазка нужной консистенции для данной модели. собираетесь использовать заменитель, убедитесь, что нужный состав.

проверяйте болты, винты, гайки, они затянуты. проведения регламентных работ производите проверку основных узлов водомета.

Водомётный движитель

Водомётный дви́житель (водомёт) — движитель, у которого сила, движущая судно, создаётся выталкиваемой из него струёй воды (реактивная тяга). Представляет собой водяной насос, работающий под водой.

Этот принцип передвижения наблюдается у кальмаров, осьминогов, каракатиц, медуз, морских гребешков и др. Эти животные передвигаются, выбрасывая вбираемую ими воду.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Преимущества и недостатки
  • 4 Применение
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История [ править | править код ]

Идея о самом принципе отброса воды, на основе архимедова винта, известна по двум изобретениям 1661 года в Англии, но только с изобретением Уаттом парового двигателя в 1765 году были достигнуты осязаемые результаты, когда Рарриси и Мейен создали насос с паровым приводом для откачки воды из трюмов судов с выбросом струи воды через корму, а за период с 1830 по 1860 год только в одной Англии было выдано не менее 35 патентов на реализацию таких устройств.

Наиболее совершенный тип насоса был создан в Лондоне Генри Бессемером в 1849 году. Это был осевой насос с одной трубой на всасывание в носовой части судна и с двумя патрубками с кормовой стороны. Бессемер даже поставил крыльчатки перед и за винтом подачи воды для спрямления струи и для компенсации потерь, вызываемых вращением струи воды. Александр Хедьярд в 1852 году предложил другую конструкцию: здесь имелось поворотное сопло, которое можно было направлять вперед или назад. Этот насос всасывал воду через отверстие в днище судна и выбрасывал её сквозь корму. Поворот струи приводил к повороту судна.

К концу XIX века, в эпоху королевы Виктории, водомёты были опробованы на самых разных судах. Так, Британское Адмиралтейство приняло проект водомёта с крыльчаткой, который в конце 1860-х гг. был заменен обычным винтом. Адмиралтейство зашло так далеко, что даже согласилось провести натурные испытания двух типов двигателей. Были построены две совершенно одинаковых канонерки длиной 4,2 метра, на одной из которых был установлен водомёт, а на другой — обычный гребной винт. «Реактивная» канонерка с центробежным насосом, который выбрасывал воду через два отверстия в корме, при мощности мотора в 760 л. с., развила скорость 17 км/ч, что слегка уступало показателям традиционного винта, с которым мотор мощностью 696 л. с. развил скорость 18 км/ч.

Примерно в то же самое время в нескольких европейских странах была проявлена заинтересованность к водомётному принципу движения морских судов. В 1878 году, то есть лишь 12 лет после экспериментов в Англии, шведское правительство провело серию аналогичных экспериментов по внедрению водомётного принципа движения на торпедных катерах. Винтовые суда (с моторами в 90 л. с.) показали скорость 18,5 км/час, тогда как водомётные (с моторами в 78 л. с.) развили скорость 15 км/ч.

Годом позже в Германии были организованы аналогичные испытания судна с водомётом, названным «Hydro»-мотором. Так же, как и их предшественники, немцы быстро разочаровались в возможностях водомётного принципа движения. Во всех сравнительных испытаниях винтовых двигателей против водомётов с центробежными насосами, первые показали себя лучше.

В последующем многие люди не оставляли попыток найти водомёту подобающее применение в конкретных задачах. В 1888 году Британский Национальный институт спасательных судов разместил первый в мире заказ на постройку лодки с водомётом. Этот паровой катер был оснащен водомётом с центробежным насосом и должен был заменить винтовые судна при проведении спасательных операций на мелководье или в заиленных водоемах.

В 1900 году классическая книга Сиднея Барнаби по кораблестроению подробно описала водомётный принцип движения.

Хотя официально считается, что новозеландский овцевод и изобретатель Крис Уильям Файлден («Билл») Гамильтон (Bill Hamilton, 1899 г. р.) является изобретателем современного водомётного мотора, сам он, однако, с этим не согласен, в 1962 году ответив на прямой вопрос по этому поводу: «Я не претендую на авторство изобретения судового водомёта». [1]

Водометный движитель получил широкое распространение, начиная с 1930-х годов, когда на скоростных судах стали применяться высокооборотистые двигатели авиационного типа. В этом случае водомёт позволял получить больший КПД, нежели гребной винт, а также был меньше подвержен кавитации. Первыми носителями водомётов стали торпедные и сторожевые катера, мелкосидящие речные суда. Впоследствии, с развитием суперкавитирующих винтов, применение водомётов на скоростных судах сократилось.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector